Светлана Викторовна Федотенко

Учитель русского языка и литературы, филолог

Материалы к уроку.

ноября22

Поэтические образы «Слова о полку Игореве» и их художественное воплощение в поэме.
Поэма «Слово о полку Игореве» для своего времени была поистине уникальным явлением русской культуры. В произведении просматривается необыкновенное мастерство автора-художника. Творец использует как традиции уже возникшей письменной литературы, так и приёмы устной народной поэзии. Вооруженный всеми доступными средствами художественного слова, автор-патриот создал особое произведение. В отсутствии радио, телевидения, газет и других источников информации современники неизвестного сказителя получили ясное представление о государственных интересах своей страны, о дикости междоусобиц, о храбрости защитников отечества, о преданности любящих жён, о необыкновенной красоте и величественности родной природы.

Из литературы Древней Греции мы знаем о таких героических произведениях, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. По объёму они во много раз превосходят «Слово о полку Игореве». Но тема, поднятая неизвестным русским автором, конечно же, благороднее и возвышеннее. Если древние греки проливают кровь из-за женской красоты, борются с мифическими персонажами, то наши предки на страницах «Слова…» воюют с реально существующим иноземным врагом «за землю русскую».
Свой призыв к единению, страстное желание видеть свою родину сильной, способной защитить себя от врагов автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово…» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове…»; он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.
Не буря соколов занесла
через поля широкие — стаи галок бегут
к Дону великому…

Или так бы начать тебе петь,
Вещий Баян,
Белесов внук:
“Кони ржут за Сулой —
Звенит слава в Киеве,
трубы трубят в Новгороде —
стоят стяги в Путивле!”
Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно задействованы такие огромные географические пространства. Половецкая степь – «страна незнаема», синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… А из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
Уже только по названию произведения можно судить о том, что князь Игорь — главный герой поэмы. Ведь это он призывал воинов идти в поход на половцев, ему принадлежат слова: «Хочу голову свою положить, но испить шеломом Дону». Игорь, как предводитель похода, обладает великолепными воинскими качествами: он предпочитает смерть позору плена, предан своей дружине. Пренебрегая опасностью, он спешит на помощь брату и попадает в плен. По словам Святослава, сердца обоих князей «закалены в буйности». Действительно, и Всеволод под стать Игорю. На поле брани он превращается в былинного богатыря. «Яр тур, буй тур»,- так называет его автор. Очень интересен и необычен художественный прием создателя «Слова…» при описании Всеволода. Восхищаясь им в моменты наивысшей опасности, автор как будто обращается к нему самому: «Куда ты поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие». Однако современники вслед за автором не могли не осудить этих двух героических защитников русской земли. Ведь их поспешные действия повлекли за собой много бед. Прежде всего была наголову разбита верная дружина.
Русское воинство, изображенное в поэме, мы представляем не менее ясно, чем князей. О своих дружинниках с отеческой любовью и гордостью говорит Всеволод: «Мои куряне – воины лихие… Ищут себе чести, а князю славы». Первая битва русских с половцами завершается блестящей победой над «погаными». Красные девушки, золото, меха стали добычей победителей. Но не это нужно отважным бойцам за родину. Впереди их ждет новый страшный бой. Это кульминация произведения. Горечью наполняется сердце, когда читаешь о том, что храбрая русская дружина сражалась с половцами до тех пор, пока «некому стало проливать кровь».
«Не сдержав юности», подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь и его брат Всеволод повели свои «храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Автор «Слова…» любит своих мужественных героев, поет славу храбрецам, бросившим вызов врагу и судьбе, однако осуждает их, творит над ними свой суд, ибо самым высоким идеалом для него остается благо его родной земли и народа. Поражение Игоря открыло половцам «ворота на Русь», и вот уже приходят они на Русскую землю; «невеселое время настало», «тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской». Пример неудачного похода Игоря, дерзкого и отважного князя, но действовавшего в одиночку, дал возможность автору «Слова…» резко осудить индивидуализм русских князей, княжеские усобицы, отсутствие единства в их борьбе с внешним врагом.
Утопив свою дружину на дне реки Каялы, Игорь нанес непоправимый ущерб всему русскому воинству. За это его упрекает Святослав, мудрый и прозорливый политик своего времени, правитель Киевской Руси. В его образе поэт воплотил свои думы о благе родины. Именно ему, Святославу, снится вещий сон, предсказывающий поражение Игоря. Именно он «изроняет золотое слово, со слезами смешанное», укоряя Игоря и Всеволода за их самонадеянность и легкомыслие. Святослав скорбит о розни русских князей перед лицом внешней опасности и призывает современников вступиться «за обиды сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря». Великий князь оправдывает свой высокий титул. Сумев объединить дружины, он стал необыкновенно силен. Какая мощь чувствуется в описании победы Святослава! Он «наступил на землю Половецкую, притоптал холмы и яруги, возмутил реки и озера», полонил Кобяка. Поэт подчеркивает международное значение этой победы, потому что половецкое нашествие представляло опасность и для Западной Европы. Вот почему немцы, греки и моравы «поют славу Святославу».
Интерес к произведению велик не только по причине необыкновенного патриотизма автора. «Слово…» — глубоко прочувствованное, лиричное произведение. Нельзя не плениться образом Ярославны, ведь она воплощение трогательной супружеской любви. Необыкновенно поэтична и природа в поэме. «Никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилося», чувствуя горечь и боль поражения Игоря. Всё в поэме гармонично, все восхищает читателей.
Поэтичность, эмоциональность, публицистичность «Слова…» становятся еще более ощутимыми в сравнении с летописной повестью о походе Игоря в Ипатьевской летописи. Близость двух произведений очевидна; в них сходно излагается общий ход событий, роднит их и авторское отношение к Игорю, и понимание того, сколько губительными для Руси оказались последствия поражения Игорева войска. Ученые высказывали разные мнения о причинах сходства «Слова…» и летописной повести. Д.С. Лихачев полагает, что и летопись, и «Слово…» зависят от молвы о событиях, от славы о них. Устная, фольклорная, поэтическая стихия сильнее проявилась в «Слове…», летописная повесть более документальна, точна, объективна в описании событий, в ней нет той лиричности, той страстности и эмоциональной взволнованности, что свойственны «Слову о полку Игореве».
Лирический характер «Слова о полку Игореве», пронизывающие весь текст воспоминания об исторических событиях прошлого придают «Слову…» характер раздумий автора о судьбах всей Русской земли. И большое место в этих раздумьях занимает сочувствие писателя простым людям, его печаль о горе русских женщин, чьи мужья и сыновья в войсках, в междоусобных бранях. Именно из-за княжеских распрей «редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля», а земля засеивалась не зерном, а «костями русских сынов». Плач Ярославны благодаря силе выраженных в нем чувств во все времена: и в Древней Руси, и в нашем веке — стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний. Эти черты «Слова о полку Игореве» — воспевание воинской доблести и самоотверженности, печаль о людских судьбах, сочувствие горю жен и матерей, публицистическая страстность — правда, не с такой поэтической силой, как в этом гениальном памятнике, найдут, полностью или частично, отражение и в последующих древнерусских воинских повестях.
События, описанные в «Слове…», происходили очень давно, в конце XII века. Но и сегодня значение этого выдающегося произведения велико. Читая его, мы ощущаем необыкновенную гордость за нашу многострадальную родину, за героическое прошлое нашего народа.

рубрика: Литература

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.