Светлана Викторовна Федотенко

Учитель русского языка и литературы, филолог

Памятка о написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ

ноября16

Задание С.
1.Внимательно читаем исходный текст.

2. Определяем тему текста (природа, человеческие взаимоотношения, культурные ценности, наука и техника и т.д ).

3. Напишите небольшое вступление (2-4предложения) на данную тему. Можно начать словами «Тема…очень актуальна в наши дни. Многие писатели (публицисты) исследовали ее в своих произведениях. Автор текста — … дал нам возможность еще раз задуматься о … Можно начать именительным падежом темы («Родная земля…» А дальше должно получиться само собой, например: «Сколько стихов и песен посвящено тебе!»)

4. Начало следующего после вступления абзаца – это формулировка проблемы (Примечание : тема формулируется одним словом или словосочетанием, проблема – вопросительным предложением или словосочетанием, в которое включается слово проблема») Например : «проблема выбора », «проблема добра и зла», «всегда ли нужно говорить правду?», «проблема отцов и детей» и т.д. Проблема – это вопрос, задача, над которой размышляет писатель.

А вот и первые серьёзные трудности. В тексте публицистического стиля проблему определить не столь сложно. Как правило, она намечается в начале текста и проходит через весь фрагмент (помните, что в тексте может быть несколько проблем, но вы должны сформулировать только одну). В тексте же художественного стиля всё гораздо сложнее. Нужно привлечь своё умение анализировать произведение художественной литературы и определять проблему через те рассуждения, на которые нас наталкивают развивающиеся события. События в повествовании конкретны. А проблема должна формулироваться при помощи отвлечённых понятий. Например, если героиня смотрит на гобелен и вспоминает подробности своего детства, то это проблема человеческой памяти, проблема прошлого, но никак не «проблема гобелена».

5. После формулировки проблемы необходимо её прокомментировать. Здесь мы должны отразить следующее: своеобразное или традиционное видение проблемы автором, к каким приемам автор прибегает, чтобы исследовать проблему (например, полемизирует с кем-либо, описывает что-либо, приводит в пример ситуацию, рассуждает о чем-либо и т.д). Это самый неконкретный, но довольно дорогостоящий критерий: целых 2 балла. Как же получить максимум?

Прежде всего, эта часть вашего сочинения-рассуждения должна быть выполнена строго по исходному тексту. Никакой отсебятины, типа «я думаю», «мне кажется». И, разумеется, никаких художественных средств. Далее снова нужно учитывать «ножницы»: публицистический или художественный текст перед вами.

Вот добрый совет для комментирования проблемы публицистического текста. Задайте себе вопрос: почему данная проблема заинтересовала автора? И мысленно ответьте на него тремя-пятью предложениями, всякий раз подставляя слова «потому что». При этом используете только материал текста. В сочинении вы «потому что» убираете, это и есть комментарий по сформулированной вами же проблеме. Если получается, но только многое «заимствуется» из текста, то, чтобы вас не обвинили в пересказе, «запутайте следы». Комментируйте не по ходу текста, а от конца к началу или начинайте с середины.

С сюжетным текстом художественного стиля всё гораздо сложнее. Комментируя его, очень просто сбиться на пересказ. И опять вспомните уроки литературы. Как там осуществляется анализ текста с точки зрения СОДЕРЖАНИЯ? Разновидности сюжетных линий, персонажи, их взаимоотношения, композиция, мысли, идеи автора, выраженные при помощи конкретного воплощения.

Вывод из данного абзаца может быть следующим: « … …» (такие – то приемы, их разнообразие, многообразие ) придают тексту достоверность.

6. Проблема всегда должна быть сформулирована открыто, то есть нейтрально. В её формулировке не должно просматриваться отношения писателя к ней. Авторская позиция формулируется особо. В отдельном абзаце нужно пояснить, как автор относится к проблеме, поднятой в тексте, и сказать, почему вы именно так определили авторскую позицию, что вам в этом помогло (может, он открыто, прямо выражает своё мнение (уместна небольшая цитата), возможно, употребляет определенную лексику, использует оценочные слова и т.д)

И снова возможны подводные камни! Хорошо, когда позиция автора открыта. Это чаще всего встречается в текстах публицистического стиля речи. В художественном же тексте – снова трудности! И опять вспоминаем уроки литературы. В художественном произведении авторская позиция может выражаться по-разному: в портретной и речевой характеристиках, в интерьере, в особенностях построения системы персонажей и т.д. Как правило, авторская позиция в тексте художественного стиля – это и есть его отношение к персонажу, который является носителем идеи (проблемы).

Редко, но встречаются тексты с ложной авторской позицией. Не дайте себя обмануть! Если вы не доверяете словам автора или (скорее) рассказчика, перечитайте текст ещё раз и доверьтесь своим чувствам. В месте наиболее сильного эмоционального всплеска и кроется истинная авторская позиция (текст В.Белова о берёзе).

Если словосочетание «авторская позиция» не звучало в данном абзаце, уместно закончить его предложением: « Такова авторская позиция».

7. Последний абзац сочинения по исходному тексту — определение собственной позиции по отношению к позиции автора. Нужно выразить согласие или несогласие с мнением писателя и аргументировать собственную позицию, попытаться доказать свою правоту примерами из жизни и художественной литературы.

Что можно считать примером из личного опыта? Да много чего: помимо случаев, произошедших с вашими близкими и дальними родственниками, друзьями, одноклассниками, соседями и т.д., конечно, с вами лично, это могут быть события кинофильмов, телепередач, знания, почерпнутые вами из интернета и т.д. Главное здесь – с одной стороны, конкретность, чтобы не было обычного словоблудия, с другой же – чувство меры, стараться избегать излишних, никому не нужных подробностей (сколько лет вашему другу Васе, что вы видели по пути на рыбалку, где и произошло основное событие и т.д.).

Внимание! Приступаем к самой «любимой» выпускниками и экспертами части сочинения: аргументу, основанному на читательском опыте. Понятно, что он должен совпадать с проблемой и комментарием к ней, как, впрочем, и аргумент из собственного жизненного опыта. Помимо произведений классической литературы, здесь уместны и книги малоизвестных авторов, лишь бы вам они были хорошо известны: с автором, заглавием, основными персонажами, а главное – с аспектом преломления проблемы исходного текста. Вы мало читаете и совсем не запоминаете огромного количества этих героев? Не беда! Есть ещё публицистическая (газеты и журналы) и научная литература (ваши учебники по физике, химии, биологии, географии и т.д., хорошо бы, кстати, помнить их авторов!) – всё это тоже ваш читательский опыт. К публицистике. Сегодня эксперт пошёл не очень доверчивый. На мякине его не проведёшь, например, статьёй в «АИФЕ» журналиста Пупкина «О природе» от 25 мая. Рекомендую выучить фамилии 2-3 журналистов, темы их исследования, издания, в которых они публикуются и быть изобретательнее в описании содержания статьи. Время её выхода можно определить приблизительно, а заголовок и вовсе вы не обязаны помнить. Если всё получится – вы одарённый ребёнок, хоть и мало читающий. Кроме того, вас могут выручить… стихи. Да-да, не удивляйтесь! Мало знаете? А если подумать? Даже Пушкина? Ну, хоть несколько строк! Он ведь на все случаи жизни. Ну учили же вы хоть что-нибудь в школе?! Хоть «Няне»? Хоть «Сижу за решёткой»? Что, «Бородино» вспомнил? Ну молодец какой! Вот видишь, только вспомни ещё на всякий случай, что это Лермонтов, а то злой эксперт снимет балл за фактическую точность. Подумай, пораскинь мозгами, глядишь, и Есенин подтянется. Не помнишь ни одной цитаты? Ну хоть основные направления тематики? В смысле, о чём писали? ВООт… О родине, о любви, о дружбе. Теперь, главное, систематизируй свои знания поэзии к экзаменам.

Часто спрашивают, можно ли литературный аргумент построить на основе пословиц и поговорок. Отвечаю. Нет, это не авторский текст. Однако уместное использование образных выражений, бесспорно, украсит вашу речь.

Внимание! Высший балл за этот критерий(3) вы получите только в том случае, если каждый из двух аргументов будет иметь как минимум по три предложения (тезис, доказательство, вывод), вы ведь пишете сочинение-рассуждение!

8. Не забудьте сделать вывод, соответствующий теме или проблеме.

Помните! Ваша работа должна содержать 150 – 200 слов. Не меньше! И желательно не больше. Предлоги и союзы словами не считается.

Частицы и междометия тоже.

рубрика: Русский язык
7 комментариев к

“Памятка о написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ”

  1. 20 марта 2011 в 17:51 Александр Десятниченко пишет:

    Большое спасибо Вам Светлана Викторовна , за хорошую , подробную памятку , благодаря Вам теперь пишу сочинения на раз,два,три

  2. 20 марта 2011 в 21:11 Анюта Малая:) пишет:

    Отличная помощь в написании сочинения, спасибо Вам огромное.

  3. 21 марта 2011 в 00:23 Борис Вечёркин пишет:

    Очень полезная информация, нужно завтра уютно устроиться в кресле, распечатать данную статью и вдумчиво прочитать еще раз. ЕГЭ уже на за горами!
    Плюс ко всему, на сайте много других содержательных статей. Обязательно выделю время, чтобы просмотреть все.

  4. 21 марта 2011 в 10:17 Кирилл Багнюков пишет:

    Борис, и не пожалеешь!

    А впереди сайт ждет развитие: поплнение новостями, учебной информацией и просто интересными записями.

    Заходите чаще! 🙂

  5. 21 марта 2011 в 16:10 Светлана Федотенко пишет:

    Да, да, с Кириллом не поспоришь! Боря, спасибо, стараюсь для всех детей планеты)))

  6. 21 марта 2011 в 18:10 Анастасия Ефремова пишет:

    Спасибо большое за эту статью.
    Скажите пожалуйста, стоит ли высказывать в сочинении точку зрения, отличную от общепринятой?
    Допустимо ли в сочинении строить свои гипотезы? Ведь авторская позиция не всегда бывает однозначной…

  7. 22 марта 2011 в 16:23 Светлана Федотенко пишет:

    Да, Настя, разумеется. Любая оригинальность и неизбитость приветствуется. Но… Главной твоей задачей при этом будет АРГУМЕНТИРОВАТЬ свою точку зрения. Можно даже один аргумент првести в защиту авторской позиции, другой — в противовес. И ещё. Не забывай, что любое несогласие с автором нужно высказывать КОРРЕКТНО: балл за соблюдение этических норм никто не отменял))

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.