Светлана Викторовна Федотенко

Учитель русского языка и литературы, филолог

А теперь Пушкин-пейзажист.

ноября23

Природа в лирике А.С.Пушкина.
Разнообразна, многолика и многогранная лирика А.С.Пушкина. Читая его произведения, я, как и поэт, с оптимизмом смотрю в будущее, чувствуя гармонию окружающего мира. Особенное отношение испытываю к его стихам о природе. Не любивший светской жизни, поэт часто искал общения со «свободной стихией» моря, дубрав, полей, заснеженных дорог. Много задушевных, вдохновлённых, восторженных строк посвятил Пушкин природе. Эти стихи стали для меня открытием удивительного мира.

Уже в лицейской поэзии, пронизанной духом романтизма, звучит тема природы:
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной.
(«Воспоминания в Царском Селе»)
Влюблённый в творчество Байрона, юный Пушкин отчасти подражал ему.
Шли годы… Поэт взрослел. Волею судьбы в 1820 году он оказался на юге. Впечатления, навеянные природой Крыма, были необыкновенно сильными. Детство и юность его прошли в северной столице, поэтому восторг юного поэта неудивителен:
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края…
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает…
(«Погасло дневное светило…»)
Восхищённый колоритной природой, поэт часто размышляет о своей неспокойной жизни, о коварствах судьбы. Об этом он пишет в стихотворении «К морю». Пушкину грустно, потому что он вынужден прощаться с полюбившимися местами. «Друга ропот заунывный» — так называет автор шум волн. Лирический герой чувствует своё духовное родство со «свободной стихией». Море у Пушкина как человек. Оно грустит, расставаясь с поэтом, и, противореча себе, зовёт его «оставить скучный неподвижный берег». Море живёт теми же чувствами, что и Пушкин. Обещание поэта вечно помнить «своенравные порывы» волн, их «гул в вечерние часы» звучит проникновенно:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы.
Мне кажется, что Пушкину здесь интересна не столько сама природа, сколько то, что творится в его душе: тоска, грусть, боязнь неизвестности. Это романтическое изображение пейзажа.
Очень скоро поэту приходится переехать в Михайловское, где его окружает уже совсем другая природа:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле…
Нет уже тех восторженных чувств, которыми проникнуты стихи южного периода. Эта природа ему ближе, понятнее: Пушкин дома, в родных местах. Пейзажи здесь суровее. Сколько прекрасных стихов посвятил поэт зиме! «Зима, Что делать нам в деревне?..», «Зимняя дорога», «Зимний вечер». Холодное, скучное время года вдруг заиграло разнообразными звуками: то переливчатым колокольчиком, то звериным воем вьюги, то скрипом полозьев лёгких саней. А сколько красок у зимы! В «Зимнем утре» — великолепие, чистота морозного дня:
Под голубыми небесами…
Блестя на солнце, снег лежит…
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Обилие оценочных эпитетов «день чудесный», «друг прелестный», «великолепными коврами» создаёт радостное, приподнятое настроение.
Творческое взросление повлияло на то, что поэт несколько утратил романтическое мироощущение, конечно, не в ущерб высокой художественности своих произведений. Но реализм ещё не стал основой его стихотворений о природе:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Фольклорность – основа поэтического стиля в стихотворении «Бесы». Няня Арина Родионовна, «добрая подружка бедной юности» Пушкина, в Михайловском была рядом с ним. Это её сказаниями навеяна народная поэтика в стихах о природе. В «Бесах» особенно заметны лексические повторы: «тучи-тучи», «мутно-мутно», «страшно, страшно поневоле». Здесь, как и во многих других стихотворениях, природа наделяется качествами живых существ, но теперь – сказочных. В стихотворении помимо лирического героя вводится и ямщик – постоянный спутник русских путешественников, символ народной мудрости. В его глазах вьюга – это бес, который «вон, вон играет, дует, плюет». Интересно разнообразие нечистой силы, олицетворяющей у Пушкина суровую зимнюю природу: духи, домовые, ведьмы. Это необычно, потому что из всех волшебных существ для нас в лютую стужу привычнее Дед Мороз. Очень неоднозначно настроение, создаваемое автором с помощью выражений: «кони понеслися», «бесконечны, безобразны…бесы разны», «в мутной месяца игре», «жалобно поют», «надрывая сердце». Это и ужас, и тоска. Одновременно в стихотворении чувствуется какое-то бесшабашное веселье, потому что «ведьму замуж выдают», «колокольчик дин-дин-дин». Да и сама строфика произведения, простые рифмы, четырёхстопный хорей создают впечатление динамики, быстроты. Очень напевное, стихотворение «Бесы» положено на музыку. Так мастерски передать многообразие, многоликость русской зимы мог только великий художник слова.
В стихотворениях позднего периода у Пушкина намечается несколько иной подход к теме природы. Нельзя не восхититься художественно–яркой и реалистически-правдивой картиной ликующего дня, наступившего после окончания бури. Читая стихотворение «Туча», я поняла, что мятежного поэта снова привлекает тема стихии, но теперь уже успокоившейся, смирившейся. Немногое напоминает о ней.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури…
Троекратное повторение сочетания «одна ты» не случайно. Ещё совсем недавно туча «облегало небо», «издавала гром», её «обвивала молния». Но всему своё время, считает автор. «Пора миновала» — туче не место на небосклоне. В последней строфе стихотворения грозные интонации начала сменяются спокойными, умиротворёнными: «земля осветилась», ветер ласкает «листочки древес». Как хорошо, когда тревога приходит, и в душе воцаряется спокойствие. Автор как бы олицетворяет природу, наделяя её человеческими качествами. Картина приобретает символический характер, не теряя своего реалистического содержания и значения.
Перечитывая пейзажную лирику Пушкина, понимаешь, что наша простая, незатейливая, русская природа, оказывается, необычайно прекрасна и разнообразна. Традиции Пушкина–пейзажиста получили развитие в отечественной литературе. Майков, Фет, Тютчев пойдут уже проторенной дорогой, посвящая своё творчество изображению гармонии в природе. Но именно Пушкин за свою недолгую творческую жизнь сумел от романтического восприятия природы подняться до реалистической трактовки пейзажа.

рубрика: Литература

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.